Атмосферное давление на высоте 10000 м

Безопасность – советы авиапасажирам

Атмосферное давление на высоте 10000 м

СОВЕТЫ АВИАПАССАЖИРАМ
Физические и психологические опасности декомпрессии

С декомпрессиями связаны три вида осложнений. Во-первых, имеются ударные эффекты декомпрессии, при которых пассажир может быть травмирован движением воздушной струи, истекающей из кабины. Во-вторых, -имеются осложнения, вызванные фактическим падением давления, происходящим из-за внезапного расширения воздуха внутри кабины и внутри самого тела человека.

В-третьих, возникают осложнения, вызванные низким давлением воздуха, самым важным из которых является гипоксия.

Ударные эффекты взрывной декомпрессии. При достаточно большой пробоине в стенке наддутой кабины находящийся поблизости человек может быть травмирован или даже выброшен через пробоину за борт.

Термин “выброшен”, а не термин “вытянут” используется в силу того, что вакуум не может создать силу, а значит не может вытащить человека из самолета. Первый термин передает характер движения воздушного потока, который выталкивает различные объекты или человека через пробоину.

Действительное же выбрасывание человека из самолета – очень редкое происшествие (оно произошло как в самолете DC-10, так и в L-1011).

В аварии самолета DC-10 человек сидел рядом с окном, когда оно было разрушено взрывом двигательной установки. Хотя пассажир был пристегнут ремнем к креслу, но ремень был слабо закреплен, и пассажира выбросило через образовавшуюся пробоину в окне. В аварии самолета L-1011 двоих детей выбросило через пробоину в проходе между креслами, которая образовалась при взрыве колеса [6]. Ударный эффект, резко проявляющийся в окрестностях пробоины, носит весьма локализованный характер. Люди, сидевшие примерно в метре от пробоины, по всей вероятности, не испытывали отрицательного воздействия размеров разбитого окна, сквозь пробоину которого шло истечение воздушного потока [7]. Расширение газа внутри тела. На уровне моря слой воздуха, под которым мы живем, оказывает давление 100 кПа. Это также та сила, которая заставляет подниматься столбик жидкой ртути в вакууме внутри трубки на высоту 760 мм. Каждый знаком с явлением образования пузырей в бутылке с содовой водой при ее откупоривании. В этих прохладительных напитках газ (углекислый газ) растворен под давлением и удерживается в жидкости под большим давлением в закупоренной бутылке. Когда пробка снимается, давление в бутылке уменьшается, растворенный газ превращается в пузыри и выходит из бутылки. В повседневной жизни азот и кислород адсорбируются кровью и тканями. Если давление внезапно уменьшится, в различных частях нашего тела могут образоваться газовые пузыри. Если они образуются в полостях, откуда нет выхода, в таких, как живот, пазухи, гнездо зуба, пространство во внутреннем ухе, то могут причинить значительную боль [2]. Газовые пузыри могут также образовываться внутри тканей, вокруг соединений и суставов, вызывая болевые ощущения, называемые высотными болями в конечностях и суставах [2]. Во время быстрой декомпрессии воздух внутри легких расширяется и с силой выходит'' через рот и нос. Люди могут перенести внезапную декомпрессию при отсутствии отрицательного последствия до тех пор, пока трахея (путь, по которому проходит воздух из легких ко рту) будет открыта. В спокойном состоянии легкое может без труда выдержать внезапное удвоение своего объема. Но если легкие расширяются слишком быстро, может произойти разрыв оболочки легкого, что позволит воздушным пузырям проникнуть в кровь через поврежденные стенки кровеносных сосудов. Это вызывает явление, получившее название разрыв легкого или воздушная эмболия сосудов [7]. Разрыв легкого является исключительно редким состоянием. Сообщения о единичных случаях такого состояния относятся к тем ситуациям, когда люди пытались во время декомпрессии задержать дыхание [7]. Легкие при открытой трахее фактически обладают значительной переносимостью к быстрой или взрывной декомпрессии. Добровольцы, подвергавшиеся декомпрессии, соответствующей переходу от высоты 2500 до 15 000 м в течение 0,2 с, перенесли ее без травм [7]. Существует весьма незначительная вероятность того, что более жесткая ситуация может сложиться на борту гражданского самолета, которая чревата повреждением легких.

Гипоксия. В принципе воздух состоит из двух газов:

азота (79,02%) и кислорода (20,95%). Остальная часть (0,03%) приходится на другие газы, главным образом на углекислый. В общем объеме воздуха водяные пары могут составлять до 4-5%. Таким образом, при повышенной влажности количество азота и кислорода уменьшается на 1-2%. Количество кислорода в воздухе определяется парциальным давлением кислорода (poJ- В сухом воздухе на уровне моря роз= 20,95% от нормального давления 760 мм рт. ст. или 159,2 мм рт. ст. [8]. Уменьшение рц в атмосфере может привести к гипоксии. Даже при малых высотах порядка 1500 м над уровнем моря, где ро; падает с 159 до 120 мм рт. ст., человек испытывает небольшое снижение чувствительности к свету – глаза являются одними из самых чувствительных к уменьшению уровня кислорода органов. Обычно, когда вы переходите из ярко освещенной комнаты в темную, вам бывает трудно рассмотреть тускло освещенный предмет. На высоте 1500 м или выше вам было бы еще труднее распознать предмет, если только вам не приходилось ранее приспосабливаться к пребыванию на этой высоте [2]. Несмотря на возможные трудности распознания слабо освещенных объектов на относительно малой высоте 1500 м, было бы ошибочно делать из этого вывод, что полет на такой высоте является непременно опасным. Он наверняка не более опасен, чем езда на автомобиле на тех же высотах по горной дороге в Денвере, штат Колорадо, в городе, расположенном на высоте 1500 м над уровнем моря. Но даже при столь слабой реакции зрения она все же есть, а значит при больших “высотах” в кабине реакция может оказаться более серьезной по своим последствиям. Вот почему давление воздуха в салоне и кабине пилота авиалайнера поддерживается на безопасном уровне, даже если самолет может совершить полет на значительных высотах. Курение и питье алкогольных напитков являются двумя другими факторами, которые могут привести к увеличению симптомов гипоксии на данной высоте. Вдыхание лишь незначительного количества СС? (составной части дыма сигареты) может деактивировать большую часть гемоглобина – компонента крови, который является носителем кислорода. Физиологическое воздействие внешних условий на заядлого курильщика на уровне моря может оказаться сопоставимым с воздействием на некурящего человека внешних условий на высоте 3700 м над уровнем моря [2]. Если “высота” в кабине достигнет 1800-2400 м, заядлый курильщик будет испытывать симптомы, связанные с высотами, большими 3700 м над уровнем моря. Иными словами, отрицательное влияние увеличения высоты усугубляется вредным влиянием СО. Аналогичное утверждение можно отнести и к сочетанию пагубного воздействия алкогольных напитков с увеличением высоты. Алкоголь замедляет способность клеток усваивать кислород. На большой высоте в воздухе меньше кислорода и, если вы выпили спиртное, у вашего организма меньше возможности усвоить имеющийся в воздухе кислород. Такое состояние может иметь в случае декомпрессии фатальные последствия. В 1979 г. на борту небольшого самолета умер человек в возрасте 36 лет, находившийся в состоянии интоксикации. Самолет летел заказным рейсом между Маммотом и Палм-Спрингсом, штат Калифорния. Покойный был одним из пяти пассажиров, севших на борт самолета “Чесна Турбо Центурион”, летевшего в Палм-Спрингс. По словам летчика, этот человек был настолько пьян, что другим пассажирам пришлось посадить его в самолет, где он немедленно заснул. Во время полета пилоту пришлось набрать высоту 6000 м для того, чтобы выйти из плотных облаков. В какой-то момент времени в период этого маневра у пассажира остановилось дыхание [9]. Хотя могли быть и другие причины, по которым произошла смерть человека (он мог перенести сердечный приступ даже перед посадкой в самолет), сочетание большой высоты и интоксикации вполне могли быть главной причиной такого исхода. “Высота” в кабине является термином, который используется для представления условной высоты, соответствующей определенному давлению. Самолет может лететь на высоте 9000 м, а “высота” в кабине будет всего 1500 м, так как давление воздуха внутри удерживается на том же самом уровне, какой был, скажем, в Денвере, штат Колорадо, который находится на высоте 1500 м над уровнем моря. Пилот регулирует “высоту” в кабине с тем, чтобы она не поднялась выше 2500 м, даже когда самолет летит на высоте 12000 м и выше. В аварийной ситуации увеличение “высоты” в кабине до 4500 м по всей вероятности не представляет опасности, и пассажиры не нуждаются в получении дополнительного кислорода. Но если вы не получаете дополнительный кислород после примерно 10 мин, вы можете начать испытывать некоторые симптомы гипоксии: временное ухудшение памяти, головокружение и головную боль [7]. На больших высотах тяжесть этих симптомов возрастает так же, как и вероятность потери сознания. При всяком полете реактивного самолета на расстоянии, превышающем 300-500 км, летчику, вероятно, придется вести самолет на высоте 9000 м и выше. Для трансконтинентальных полетов высота полета 11000-13000 м является обычной. Как правило, на этих высотах “высота” в кабине составляет 1800-2400 м. Если в самолете происходит взрывная компрессия на высоте 9000 м, в этом случае “высота” в кабине поднимется до 9000 м и по всей вероятности у вас сохранится сознание примерно в течение 1 мин. Если самолет летит выше, и “высота” в кабине поднимается до 12 000 м, у вас сохранится сознание примерно лишь в течение 18 с [5]. Продолжительность эффективного сознания (ПЭС) – период времени от начала декомпрессии до момента времени, когда выполнение разумного действия становится невозможным. При высоте полета около 12000 м ПЭС составляет примерно 15 с [10]. Причина быстрой потери сознания на больших высотах связана с механизмом проникания кислорода в кровь. Проходя через ткань небольших мешочков, называемых альвеолами, атмосферный кислород попадает в легкие и кровь благодаря тому, что парциальное давление кислорода в воздухе выше его значения в крови, поступающей в легкие. Кровь, поступающая в легкие, не обеднена кислородом, но обычно нормальное парциальное давление крови, поступающей в легкие, ниже, чем в воздухе. Такая ситуация имеет место до тех пор, когда будет достигнута высота примерно 10000 м. Выше этой высоты парциальное давление ниже, чем в крови [5]. Таким образом, кровь, которая поступает в легкие, вместо того, чтобы обогатиться кислородом, на самом деле теряет его и поступает в мозг при меньшем содержании кислорода, чем было при поступлении в легкие. Такая обедненная кислородом кровь поступает в мозг сидящего или находящегося в покое человека в течение около 5-6 с. Для работающего человека это время еще меньше. Мозг является мощным потребителем кислорода, но обладает весьма низкой накопительной способностью. Вот почему, когда такая обедненная кислородом кровь достигает мозга, сознание сохраняется всего лишь несколько секунд. Физическая активность уменьшает ПЭС, так как активность увеличивает скорость кровообращения, что в свою очередь уменьшает срок, за который кровь может достигнуть мозга. Федеральное авиационное управление провело исследование физической активности и ее влияния на ПЭС. Обследованием было охвачено двадцать бортпроводников. Все они были в возрасте 20-30 лет или чуть старше [10]. Каждый из испытуемых подвергся декомпрессии дважды. Условия испытаний моделировали действительные условия декомпрессии на борту самолета. “Высота в кабине” в декомпрессионной камере была сначала доведена до 2000 м. До первого сеанса декомпрессии каждый испытуемый отдыхал при указанной “высоте в кабине”. Этим моделировался сидящий пассажир на борту летящего на большой высоте самолета. Затем была проведена в течение 26 с декомпрессия в камере при “высоте в кабине” '10 000 м. Вслед за этим

Таблица 3.1. Влияние физической деятельности на продолжительность эффективного сознания, с

Группа исследуемыхВ состоянии покояПри работе
Средняя ПЭСДиапазон для группыСреднее квадратическое отклонениеСредняя ПЭСДиапазон для группыСреднее квадратическое отклонение
Мужчины Женщины54 5445-71 40-687,1 8,134 3225-40 26-384,4 4,0

Примечание. Средняя ПЭС для мужчин уменьшалась с 54 в состоянии покоя до 34 с при выполнении работы, для женщин – с 54 до 32 с. Не наблюдалась значительная разница между мужчинами и женщинами как в состоянии покоя, так и при работе. имитировалось падение высоты (рекомпрессия) со скоростью 1524 м/мин.

До проведения следующего сеанса декомпрессии испытуемые выполняли легкую физическую работу при “высоте в кабине” 2000 м, чем имитировалась работа бортпроводников во время полета. Снова камера подверглась декомпрессии до “высоты в кабине”, равной 10000 м, в течение 26 с. Вслед за этим была проведена рекомпрессия со скоростью 1524 м/мин.

Результаты исследования сведены в табл. 3.1. В проведенном исследовании не было статистически значимой разницы между мужчинами и женщинами. Работа, однако, снижает ПЭС примерно на 30%.

Если время проведения декомпрессии меньше, скажем 5 с вместо 26 с, и “высота” в кабине доходит до 12000 м, а не до 10000 м, ПЭС была бы несомненно меньше как для пассажира, находящегося в состоянии покоя, так и для выполняющего работу бортпроводника.

Джонсон Д.А. Советы авиапассажирам: (Соблюдение правил безопасности полета и спасение в аварийных ситуациях) Пер. с англ.- М.: Транспорт, 1989. -304 с.

Источник Школа “ПРОФЕССИОНАЛ”

Источник: http://sec4all.net/avia17.html

Атмосферное давление

Атмосферное давление на высоте 10000 м

Атмосферное давление обуславливается весом воздуха. 1 м³ воздуха весит 1,033 кг. На каждый метр поверхности земли приходится давление воздуха силой 10033 кг. Под этим подразумевается столб воздуха высотой от уровня моря до верхних слоев атмосферы. Если сравнить его со столбом воды, то диаметр последнего имел бы высоту всего 10 метров.

То есть, атмосферное давление создается собственной массой воздуха. Величина атмосферного давления на единицу площади соответствует массе воздушного столба, находящегося над нею. В результате увеличения воздуха в этом столбе происходит рост давления, а при уменьшении воздуха – падение.

Нормальным атмосферным давлением считается давление воздуха при t 0°С на уровне моря на широте 45°. В этом случае атмосфера давит с силой 1,033 кг на каждый 1 см² площади земли. Масса этого воздуха уравновешивается ртутным столбиком высотой 760 мм. На этой взаимосвязи и измеряется атмосферное давление.

Оно измеряется в миллиметрах ртутного столба или миллибарах(мб), а так же в гектопаскалях. 1мб = 0,75 мм рт.ст., 1 гПа = 1 мм.

Измерение атмосферного давления

Атмосферное давление измеряется с помощью барометров. Они бывают двух типов.

1. Ртутный барометр представляет собой стеклянную трубку, которая запаяна сверху, а открытым концом погружена в металлическую чашу с ртутью. Рядом с трубкой крепится шкала, показывающая изменение давления. На ртуть действует давление воздуха, которое своим весом уравновешивает столбик ртути в стеклянной трубке. Высота ртутного столба меняется при изменении давления.

2. Металлический барометр или анероид представляет собой гофрированную металлическую коробку, которая герметично закрыта. Внутри этой коробки находится разреженный воздух. Изменение давления заставляет колебаться стенки коробки, вдавливаясь или выпячиваясь. Эти колебания системой рычагов заставляют стрелку перемещаться по шкале с делениями.

Самопишущие барометры или барографы предназначены для записи изменений атмосферного давления. Перо улавливает колебание стенок анероидной коробки и чертит линию на ленте барабана, который вращается вокруг своей оси.

Каким бывает атмосферное давление

Атмосферное давление на земном шаре изменяется в широких пределах. Его минимальная величина – 641,3 мм рт.ст или 854 мб была зарегистрирована над Тихим океаном в урагане “Ненси”, а максимальная – 815,85 мм рт.ст. или 1087 мб в Туруханске зимой.

Давление воздуха на земную поверхность изменяется с высотой. Среднее значение атмосферного давления над уровнем моря – 1013 мб или 760 мм рт.ст.

Чем больше высота, тем меньше атмосферное давление, так как воздух становится все более разреженным. В нижнем слое тропосферы до высоты 10 м оно снижается на 1 мм рт.ст. на каждые 10 м или на 1 мб на каждые 8 метров.

На высоте 5 км оно меньше в 2 раза, 15 км – в 8 раз, 20 км – в 18 раз.

В связи с перемещением воздуха, изменением температуры, сменой времени года атмосферное давление постоянно меняется. Дважды за сутки, утром и вечером, оно повышается и столько же раз понижается, после полуночи и после полудня. В течение года из-за холодного и уплотненного воздуха зимой атмосферное давление имеет максимальную величину, а летом – минимальную.

Атмосферное давление постоянно меняется и распределяется по поверхности земли зонально. Это происходит из-за неравномерного прогревания Солнцем земной поверхности. На изменение давления влияет перемещение воздуха. Там, где воздуха становится больше, давление высокое, а там, откуда воздух уходит – низкое.

Воздух, прогревшись от поверхности, поднимается вверх и давление на поверхность понижается. На высоте воздух начинает охлаждаться, уплотняется и опускается на близлежащие холодные участки. Там возрастает атмосферное давление.

Следовательно, изменение давления обуславливается перемещением воздуха в результате его нагревания и охлаждения от земной поверхности.

Атмосферное давление в экваториальной зоне постоянно понижено, а в тропических широтах – повышено. Это происходит из-за постоянно высоких температур воздуха на экваторе. Нагретый воздух поднимается и уходит в сторону тропиков.

В Арктике и Антарктике поверхность земли всегда холодная, а атмосферное давление повышено. Его обуславливает воздух, который приходит из умеренных широт. В свою очередь в умеренных широтах из-за оттока воздуха формируется зона пониженного давления.

Таким образом, на Земле существуют два пояса атмосферного давления – пониженный и повышенный. Пониженный на экваторе и в двух умеренных широтах. Повышенный на двух тропических и двух полярных.

Они могут немного смещаться в зависимости от времени года вслед за Солнцем в сторону летнего полушария.

Полярные пояса высокого давления существуют весь год, однако, летом они сокращаются, а зимой, наоборот, расширяются. Круглый год области пониженного давления сохраняются близ Экватора и в южном полушарии в умеренных широтах. В северном полушарии все происходит по-другому.

В умеренных широтах северного полушария давление над материками сильно повышается и поле низкого давления как бы “разрывается”: сохраняется оно только над океанами в виде замкнутых областей пониженного атмосферного давления – Исландского и Алеутского минимумов.

Над материками, где заметно повысилось давление, образуются зимние максимумы: Азиатский (Сибирский) и Северо-Американский (Канадский). Летом поле пониженного давления в умеренных широтах северного полушария восстанавливается.

При этом над Азией формируется обширная область пониженного давления. Это – Азиатский минимум.

В поясе повышенного атмосферного давления – тропиках – материки нагреваются сильнее океанов и давление над ними ниже. Из-за этого над океанами выделяют субтропические максимумы:

  • Северо-Атлантический (Азорский);
  • Южно-Атлантический;
  • Южно-Тихоокеанский;
  • Индийский.

Несмотря на крупномасштабные сезонные изменения своих показателей, пояса пониженного и повышенного атмосферного давления Земли – образования довольно устойчивые.

Источник: https://www.calc.ru/Atmosfernoye-Davleniye.html

Атмосферное давление на высоте 10000 м

Атмосферное давление на высоте 10000 м

Многие годы пытаетесь вылечить ГИПЕРТОНИЮ?

Глава Института лечения: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить гипертонию принимая каждый день…

Читать далее »

Вся наша планета окружена невидимой оболочкой, состоящей из газа. Называется она атмосферой. Она имеет свой вес, то есть показатель силы, с которой воздух давит на все предметы. Называется этот показатель атмосферным давлением.

Нормальным считается давление, равное 750–760 мм рт. ст. По определенным причинам оно может меняться, но человеческий организм умеет адаптироваться к этим переменам.

У людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями этот процесс сопровождается ухудшением состояния здоровья.

Важно знать, как влияет высокое и низкое атмосферное давление на гипертоников, и как помочь себе и своим близким при смене погоды.

Причиной метеозависимости может быть:

  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • наследственная склонность;
  • заболевания нервной системы;
  • патологии щитовидной железы;
  • стрессы, усталость, авитаминоз, что вызывает истощение организма.

Если еще несколько лет назад склонными к метеочувствительности были люди старшего поколения, то сейчас все больше молодежи жалуется на ухудшение самочувствия при смене погоды. Это связано с недостаточной физической активностью, неправильным питанием, что провоцирует ослабление иммунитета и состояния кровеносных сосудов.

Особенно страдают гипертоники, то есть люди, склонные к повышенному артериальному давлению.

Многие люди жалуются ухудшение самочувствия при переменах погоды, называя себя метеозависимыми

Как влияет атмосферное давление на гипертоников?

Антициклон (повышенное атмосферное давление) можно определить без барометра по сухой, ясной погоде. При таком давлении гипертоники ощущают значительное ухудшение состояния здоровья, которое проявляется такими симптомами:

  • головная боль давящего и пульсирующего характера;
  • шум и заложенность в ушах;
  • тахикардия;
  • повышение давления;
  • боль в области сердца;
  • покраснение кожных покровов;
  • нарушение зрения;
  • низкая работоспособность;
  • психоэмоциональная нестабильность, проявляющаяся тревогой, беспокойством.

При повышенном артериальном давлении вероятность гипертонического криза и обострения других сердечно-сосудистых заболеваний резко возрастает. Особенно подвержены опасности люди в возрасте и с ослабленным иммунитетом.

Во время циклона (пониженное атмосферное давление) гипертоники также ощущают недомогания. Объясняется это тем, что они, в большинстве случаев, принимают препараты для снижения давления, а оно и без того падает вместе с давлением воздуха.

Погода оказывает негативное воздействие на пациентов, страдающих от повышенного давления

Это провоцирует следующие симптомы:

  • слабость;
  • головокружение;
  • одышка;
  • сонливость;
  • учащенное дыхание;
  • в отдельных случаях расстройства желудочно-кишечного тракта.

Как минимизировать влияние атмосферного давления на гипертоников. Рекомендации врачей

Чтобы спокойно пережить смену атмосферного давления, гипертоники должны знать и выполнять простые рекомендации.

При низком атмосферном давлении необходимо:

  • Начинать день со здорового завтрака, богатого калием, магнием, витаминами. Это может быть творог или каша с сухофруктами или свежими ягодами и фруктами.
  • Пить много воды (до 2 литров в день).
  • Принимать контрастный душ, что повысит тонус сосудов, взбодрит весь организм. Повысить эффективность от процедуры можно с помощью активного растирания тела полотенцем.
  • Посвятить хотя бы полчаса–час в день для активной прогулки на свежем воздухе.

При циклоне нужно пить много жидкости, травяные отвары

  • Спать не менее 7–8 часов в хорошо проветренном помещении.
  • Отказаться от употребления нездоровой пищи, такой как копчености, жирная, острая пища, газированные напитки, алкоголь.
  • При падении артериального давления восстановить норму помогут настойки элеутерококка, женьшеня, лимонника.

При высоком артериальном давлении необходимо:

  1. Избегать продолжительных прогулок в период высокой солнечной активности.
  2. Отдать предпочтение растительной пище и молочным продуктам.
  3. Отказаться от чрезмерной физической активности.
  4. Не вставать и не вскидывать голову резко.
  5. Принимать душ комфортной температуры, что поможет расслабить тело и снять мышечные спазмы.
  6. Сохранять эмоциональное равновесие.

Влияние атмосферного давления и температуры на гипертоников

Помимо перепадов атмосферного давления, немало дискомфорта гипертоникам доставляет и смена температурного режима. Так, антициклон часто летом сопровождается высокой температурой воздуха. А это чревато кровоизлиянием в мозг.

Антициклон особенно плохо влияет на пенсионеров, страдающих от заболеваний сердечно-сосудистой системы

При повышенной влажности и жаркой погоде происходит снижение концентрации кислорода. Это является причиной сгущения крови и, как следствие, развития тромбозов и инсультов.

При резком падении температуры самочувствие гипертоников тоже ухудшается. В условиях высокой влажности может развиться переохлаждение. Связано это с возбуждением симпатической нервной системы, которая провоцирует усиленную теплоотдачу. При резком падении температуры возможно проявление сосудистого спазма и повышение артериального давления.

Влияние высоты на состояние гипертоников

Подымаясь в гору на определенную высоту, человек, склонный к высокому давлению, может ощущать ряд неприятных симптомов:

  • головокружение;
  • учащенное дыхание, удушье;
  • тахикардия;
  • кровотечение из носа.

Это связано с тем, что концентрация кислорода на высоте значительно снижается. При этом организм человека подвергается кислородному голоданию.

Ухудшается состояние гипертоников и при перелетах в самолете, особенно на этапе набора высоты. В таких случаях возможно головокружение, тошнота и даже обмороки.

При поднятии на гору или погружении в воду заметно влияние атмосферного давления на артериальное давление

Если же человек с повышенным давлением опускается на определенную глубину ниже уровня моря (под землю или под воду) он может ощущать на себе негативные последствия повышения атмосферного давления:

  • редкое, глубокое дыхание;
  • брадикардия;
  • онемение кожных покровов;
  • сухость слизистых оболочек.

Метеопатия – негативное влияние погоды для гипертоников

Острая непереносимость перемен погоды, называемая метеопатией, не является отдельной патологией, но объединяет в себе большой перечень психологических и физиологических симптомов, среди которых:

  • нарушения сна и сонливость;
  • боли в суставах;
  • головокружения;
  • тревога, беспокойства;
  • головные боли.

При этом причиной плохого самочувствия будут не только перепады артериального давления, но и другие погодные явления.

Эффективными средствами борьбы с метеопатией является фитотерапия, светотерапия, гидротерапия.

Советы для метеозависимых людей при изменении атмосферного давления

Чтобы спокойно пережить изменения погоды, необходимо выполнять простые правила:

  • спите не менее 7–8 часов;
  • пересмотрите свой рацион в пользу богатой витаминами и минералами полезной пищи;
  • поддерживайте водный баланс в организме;
  • избегайте сильных физических и эмоциональных нагрузок;
  • не пренебрегайте лекарственными средствами, прописанными вашим доктором;
  • настройтесь на позитивный лад.

Соблюдайте режим дня, относитесь к своему организму с заботой. Это поможет вам легче пережить смены погоды.

В самолете давление повышается или понижается у человека?

Стабилизировать артериальное давление помогают не только таблетки, капельницы и настойки, но и положительные эмоции, в том числе путешествия по различным странам. В связи с этим возникает вопрос, можно ли летать на самолете при гипертонии?

Безусловно, делать это разрешено. Но нужно учитывать, что на высоте свыше 3000 метров атмосферное давление значительно снижается, в результате чего у гипертоника может повыситься артериальное давление и даже развиться кислородное голодание.

Именно поэтому перед авиаперелетом нужно правильно подготовиться. Следует в самолете занять удобную позу, запастись необходимыми лекарственными препаратами, а также разузнать у работников аэропорта, есть ли в самолетах кислородные подушки.

Воздействие низкого атмосферного давления на организм

Можно ли гипертоникам летать на самолете? Выше уже было отмечено, что людям с артериальной гипертензией прибегать к услугам авиации можно. Но надо перед авиаперелетом пройти соответствующий инструктаж и по возможности проконсультироваться с лечащим врачом.

Рассмотрим риски путешествий на самолете. Безусловно, на высоте свыше 3000 метров атмосферное давление будет значительно падать. В связи с этим возникает вопрос, в самолете у человека давление повышается или понижается?

По мнению кардиологов, артериальное давление может повышаться. Более того, при резистентных формах гипертонии возможно развитие гипертонического криза. Также перелеты могут спровоцировать:

  1. Сердечный приступ. Он может развиться вследствие того, что на высоте свыше 3000 метров организм испытывает нехватку кислорода, вследствие чего может произойти нарушение кровообращения. Нивелировать это осложнение можно посредством применения кислородных подушек.
  2. Отек конечностей. Это происходит из-за того, что во время перелета пассажиру приходится в течение длительного времени находиться в статическом положении. Застой крови провоцирует развитие отечностей, особенно у людей, страдающих от артериальной гипертензии.
  3. Тромбоз вен. Развитие этого осложнения, опять же, провоцирует нехватка кислорода, вследствие которой может произойти сужение сосудов. Вероятность развития тромбоза значительно повышена у пожилых гипертоников, которые страдают от атеросклероза.
  4. Инсульт, инфаркт миокарда. Эти осложнения могут быть результатом гипертонического криза, то есть стойкого повышения артериального давления.

Если гипертоник не будет соблюдать определенные правила, то существует вероятность развития сердечного коллапса, и даже летального исхода.

В каких случаях полеты строго запрещены?

Гипертоникам следует по возможности меньше летать на самолете, так как низкое атмосферное давление и кислородное голодание могут спровоцировать множество осложнений.

От полетов настоятельно рекомендуется воздержаться беременным женщинам, страдающим от ГБ. Авиаперелеты особенно опасны на поздних сроках беременности  (III триместр).

Есть еще несколько противопоказаний для полетов:

  • Недавно перенесенный инсульт или инфаркт миокарда.
  • Резистентная форма артериальной гипертензии, сопровождающаяся склонностью к гипертоническим кризам.
  • Атеросклероз в сочетании с гипертонией 2-3 степени тяжести.
  • Острая сердечная недостаточность.
  • Артериальная гипертензия, сопровождающаяся бронхиальной астмой.
  • Повышенная или пониженная свертываемость крови.
  • Ишемическая болезнь сердца в сочетании с АГ.
  • Гипертония, сопровождающаяся декомпенсированным сахарным диабетом I или II типа.

Полеты строго противопоказаны пациентам, которые недавно перенесли операцию на сердце.

Как подготовиться к полету на самолете при гипертонии?

При путешествии на авиатранспорте увеличивается вероятность развития осложнений гипертонической болезни. Именно поэтому всем без исключения пациентам следует соблюдать ряд правил.

При склонности к сердечным приступам, пациенту следует принять перед полетом 70 мг Аспирина и одну таблетку Нитроглицерина. Также перед посадкой в самолет пациенту не стоит забывать о том, что ему нужно принять гипотензивные препараты, предписанные лечащим врачом.

Помимо этого, больному следует:

  1. Выпить перед полетом настойку валерианы/пустырника или Валидол. Эти седативные средства позволят избежать панических атак во время перелета.
  2. Узнать у туроператора, имеются ли кислородные подушки в авиатранспорте. Если нет, то рекомендуется за несколько дней до перелета заказать данное изделие.
  3. При перелете по возможности абстрагироваться от полета во избежание панических атак. Отвлечься можно посредством прослушивания музыки, просмотра фильма, чтения книги, разгадывания кроссворда. Пациенту крайне важно отвлечь себя, так как любые стрессы и приступы паники чреваты сердечно-сосудистыми осложнениями.
  4. Перед перелетом запастись всеми препаратами, которые были назначены лечащим врачом-кардиологом.
  5. Постараться не держать ноги согнутыми долго. Даже минимальные физические нагрузки (выпрямление ног, шевеление пальцами) будут полезны, так как они позволят избежать застоя крови и отека конечностей.
  6. Держать спину ровной, опираться на спинку кресла.
  7. Периодически разминать конечности и шею. Эта несложная мера позволит улучшить кровообращение, и снизить «напор» на стенки сосудов.
  8. При желании заниматься акупунктурой. На теле есть определенные точки для снижения артериального давления. Посредством воздействия на такие точки можно избежать скачков АД.

Если во время перелета гипертоник чувствует, что давление начинает подниматься, паниковать не стоит. Пациенту просто следует принять внеплановую дозировку гипотензивных препаратов. После перелета пациенту рекомендуется отдохнуть, а также периодически измерять артериальное давление и пульс.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ДОКТОРУ

как к вам обращаться?:

Email (не публикуется)

Тема вопроса:

Вопрос:

Последние вопросы специалистам:

  • Помогают ли капельницы при гипертонии?
  • Если принимать элеутерококк, это понижает или повышает давление?
  • Можно ли голоданием лечить гипертонию?
  • Какое давление нужно сбивать у человека?

Источник: https://lechenie.gipertoniya-simptomy.ru/lechenie/atmosfernoe-davlenie-na-vysote-10000-m/

Давление с высотой, изменение давления с высотой

Атмосферное давление на высоте 10000 м

Атмосферу около нашей планеты держит земная гравитация. Гравитационные силы также являются виновником падения давления воздуха с увеличением высоты. Справедливости ради следует отметить, что не только земное притяжение приводит к уменьшению давления. А также снижение температуры тоже вносит свой вклад.

Поскольку воздух является текучим веществом, тогда для него можно использовать гидростатическую формулу зависимости давления от глубины (высоты), то есть ΔP = ρ*g*Δh, где: ΔP — величина изменения давления при изменении высоты на Δh, ρ — плотность воздуха, g — ускорение свободного падения.

Учитывая, что воздух является идеальным газом, из уравнения состояния идеального газа следует, что ρ = P*m/(k*T), где m — масса 1 молекулы, T — его температура, k — постоянная Больцмана.

Объединяя две приведенные выше формулы и решая полученное уравнение относительно давления и высоты, можно получить следующую формулу: Ph = P*e-m*g*h/(k*T), где Ph и P — давление на высоте h и на высоте уровня моря, соответственно. Полученное выражение называется барометрической формулой. Она может использоваться для расчетов зависимости атмосферного давления от высоты.

Иногда для практическим целей необходимо решать обратную задачу, то есть находить высоту, зная давление. Из барометрической формулы легко можно получить зависимость высоты от уровня давления: h = k*T*ln(P/Ph)/(m*g).

175. Распределение атмосферного давления по высоте

Построение графика убывания давления с высотой. Но с увеличением высоты плотность воздуха убывает.

Атмосферное давление измеряется с помощью барометров. Рядом с трубкой крепится шкала, показывающая изменение давления. Высота ртутного столба меняется при изменении давления.

По разным регионам земного шара воздействие неодинаково. Показатели связаны с приподнятостью поверхности над уровнем моря, направлением ветра, влажности и температуры окружающей среды. Теплый воздух весит меньше, чем холодный. Над областью с повышенной температурой или влажностью сжатие атмосферы всегда меньше.

Чем выше уровня моря, тем давление воздуха меньше. Он снижается, так как с поднятием уменьшается высота столба воздуха, который давит на земную поверхность. С высотой давление падает еще и потому, что уменьшается плотность самого воздуха. Следовательно, с изменением температуры воздуха непрерывно меняется и давление.

Медицинские мифы. Изменение атмосферного давления вызывает повышение артериального

Изменение атмосферного давления вызывает повышение артериального.

Насколько это неверно? В значительной степени.

В. Я. Чекин (1961) показал зависимость величин артериального давления от уровня атмосферного давления. Так, при высоком барометрическом давлении (750—770 мм рт.ст.) диастолическое артериальное давление повышалось на 10,3 %.

За нижнюю границу нормы для взрослых до 25 лет принимается артериальное давление, равное 120/70 мм рт.ст. Для возрастной группы 25-40 лет — соответственно 125 (130)/70 (80) мм рт.ст. У здоровых женщин молодого и среднего возраста нижняя граница артериального давления в среднем на 5 мм рт.ст.

ниже, чем у здоровых мужчин этого возраста. Практически допустимо считать, что нижняя граница нормы для диастолического артериального давления с возрастом существенно не меняется (не выше 65-70 мм рт.ст.).

Для определения нижней нормальной границы систолического давления у лиц 50 лет и старше предлагается к возрасту обследуемого прибавлять 50-55.

Читайте так же:  Значение показателей тонометра

Итак, у лиц 50 лет и старше давление (130+50 = 180 мм рт.ст.) 180/70 мм рт.ст. находится в пределах нормы. При этом наблюдения показывают, что эта группа лиц довольно легко переносит повышения и до 220 мм рт.ст.

Но 10% от 180 — это только 18 мм рт.ст. Я наблюдал повышения и до 270! мм рт.ст. без каких либо последствий. Более опасны повышения давления для «молодой» части населения. 10% от 130 — 13 мм рт.ст. — 130 + 13 = 143 мм рт.ст. — это может вызвать неприятные ощущения.

Но бояться при этом надо вовсе не изменения погодных условий.

https://www.youtube.com/watch?v=gMhC8CsMzp4

На территории России диапазон колебания давления составляет от 720 мм ртутного столба до 820 мм. Для оценки изменения давления воздуха синоптики обычно берут 3-часовой интервал.

За три часа изменения могут достигать 4-6 мм ртутного столба (очень редко превышая 10), то есть не более 2,5 мм в час или 0,04 мм в минуту. Много это или мало? Судите сами.

Давление воздуха падает с высотой по давно известным законам физики, и у земли это падение в среднем составляет 1 мм рт.ст. на каждые 11 метров высоты!

В обычном лифте давление меняется примерно на 0,08 мм рт.ст. в секунду, то есть в 100 раз быстрее, чем от погоды. Даже когда вы спокойно поднимаетесь или спускаетесь по ступенькам, давление воздуха вокруг вас меняется в 10-20 раз быстрее, чем при прохождении «штормового» циклона.

Если же посмотреть на все способы изменения атмосферного давления, которым подвергает себя городской житель, то картина будет совсем «удручающая».Например, житель квартиры на 12-м этаже «меняет» давление вокруг себя на 5 мм рт.ст., по крайней мере, два раза в сутки.

Что уж говорить о людях, прилетевших из Петербурга в Москву и поднявшихся таким образом махом на 150 метров? Из Москвы в Красноярск — еще на 200 метров.

А в Читу, которая еще на 550 метров выше? Египет, в котором многим так нравится отдыхать — в южной части высота над уровнем моря составляет 600 м, в центре – порядка 300-400 м (такая вот поездка по НИЛу), на севере – 100 м. Турция, Кемер — высота над уровнем моря составляет 30 метров в среднем.

А про горнолыжные курорты я вообще молчу. Паландокен — самый молодой горнолыжный курорт Турции. Расположен на горе . ВЫСОТА НАД УРОВНЕМ МОРЯ 2200-3175 метров! Ле Дез Альп, Франция — расположен на высоте 1650 м. Куршевель — Высота над уровнем моря: 1100/ 1850 м, общий диапазон от 1300 до 2738 м.

Впрочем, даже сам перелет — серьезная проверка устойчивости к перепадам атмосферного давления.

Всей шкалы домашнего барометра не хватит: давление в салоне современных самолетов меняется на 380 (!) мм во время набора высоты и при снижении (сравните это с 2,5 мм естественного изменения давления за примерно то же время).

Читайте так же:  Эффективное народное средство от гипертонии

Погода (температура, влажность, ветер, солнечная радиация) безусловно влияет на состояние человека. Но люди, по каким-то причинам, «крайним» в этом списке объявили, достаточно невинное давление воздуха.

Однако не стоит бояться резких перемен атмосферного давления — оно, в отличие от артериального, не причиняет никакого вреда.

А если кто-то станет вас стращать очередным «падением» ртутного столба, вспомните одну из шуток медиков («99 процентов умерших от рака хоть раз в жизни ели огурцы») и улыбнитесь.

Зависимость давления от высоты над уровнем моря

Затем отверстие открывали, часть ртути выливалась, а в трубке оставался столб ртути определенной высоты h, гидростатическое давление которого уравновешивается атмосферным давлением. Атмосферное давление уменьшается с увеличением высоты подъема над Землей. Это объясняется тем, что с увеличением высоты толщина сжимающего слоя атмосферы уменьшается.

Мы хотим рассказать, чем обусловлена зависимость давления от высоты. Исследования показали, что зависимость атмосферного давления от высоты отличается следующим: повышение на десять метров вызывает снижение параметра на одну единицу. Сила оказываемого воздухом давления также зависит от температуры, которая очень понижается при подъеме на большую высоту.

Таким образом, с ростом расстояния до земли увеличивается сила тяжести, действующая на воздух в нижних частях атмосферы. Заметьте, что физическая сущность повышения давления в жидкости с увеличением глубины та же самая, что и в воздухе.

Сжимаемость воздуха же приводит к тому, что зависимость давления от высоты подъема над уровнем моря становится экспоненциальной.

Больцмановское распределение, на самом деле, напрямую связано с явлением спада давления воздуха, ибо этот спад и приводит к тому, что концентрация частиц с высотой уменьшается.

Все риски за использование информаци с сайта посетители берут на себя. Проект TehTab.ru является некоммерческим, не поддерживается никакими политическими партиями и иностранными организациями.

При подъеме на большую высоту понижение атмосферного давления и разреженный воздух вызывают учащение частоты сердечных сокращений, повышение показателей кровяного давления. Однако при дальнейшем увеличении высоты уровень АД начинает снижаться.

Так как с подъемом вверх воздух становится все более разреженным, атмосферное давление понижается (в тропосфере в среднем 1 мм на каждые 10,5 м подъема). Поэтому для территорий, расположенных на разной высоте над уровнем моря, средним будет свое значение атмосферного давления.

Поэтому у полюсов атмосферное давление, повышенное по сравнению с широтами на 60-65°. В результате того, что в умеренных широтах Северного полушария зимой атмосферное давление над материками сильно повышается, пояс низкого давления прерывается.

Величина изменения атмосферного давления на единицу расстояния (100 км) называется барическим градиентом.

Читайте так же:  Лечение СердцаНародная медицина сосновые шишки на водке

Однако явление притяжения к Земле все же заставляет больше молекул воздуха находиться в нижних слоях атмосферы.

Однако уменьшение плотности воздуха с высотой имеет значение, если рассматривать всю атмосферу, составляющую около 10000 км высоты. В таком случае на изменение атмосферного давления оказывает влияние только изменение высоты над уровнем моря.

Тогда можно легко посчитать, как именно с высотой меняется атмосферное давление.

Как высота влияет на самочувствие человека

Основным негативным фактором, воздействующим на высоте на организм человека, является недостаток кислорода. Именно в результате гипоксии развиваются острые нарушения состояния сердца и кровеносных сосудов, повышение АД, пищеварительные расстройства и ряд других патологий.

Гипертоникам и людям, склонным к скачкам давления, не стоит подниматься высоко в горы и желательно не совершать многочасовые перелеты. О профессиональных занятиях альпинизмом и горном туризме им тоже придется позабыть.

Выраженность происходящих в организме изменений позволила выделить несколько зон высоты:

  • До полутора – двух километров над уровнем моря — относительно безопасная зона, в которой не наблюдается особых изменений в работе организма и состоянии жизненно важных систем. Ухудшение самочувствия, понижение активности и выносливости наблюдается очень редко.
  • От двух до четырех километров — организм пытается своими силами справиться с дефицитом кислорода, благодаря учащению дыхания и совершению глубоких вдохов. Тяжелую физическую работу, которая требует потребления большого объема кислорода, выполнять тяжело, но легкая нагрузка хорошо переносится в течение нескольких часов.
  • От четырех до пяти с половиной километров — самочувствие заметно ухудшается, выполнение физической работы затруднено. Появляются психоэмоциональные расстройства в виде приподнятости настроения, эйфории, неадекватных поступков. При длительном нахождении на такой высоте возникают головные боли, ощущение тяжести в голове, проблемы с концентрацией внимания, вялость.
  • От пяти с половиной до восьми километров — заниматься физической работой невозможно, состояние резко ухудшается, высок процент потери сознания.
  • Выше восьми километров — на такой высоте человек способен сохранять сознание в течение максимум нескольких минут, после чего следует глубокий обморок и смерть.

Для протекания в организме обменных процессов необходим кислород, дефицит которого на высоте приводит к развитию горной болезни. Основными симптомами расстройства являются:

  • Головная боль.
  • Учащение дыхания, одышка, нехватка воздуха.
  • Носовое кровотечение.
  • Тошнота, приступы рвоты.
  • Суставные и мышечные боли.
  • Нарушения сна.
  • Психоэмоциональные нарушения.

На большой высоте организм начинает испытывать недостаток кислорода, в результате чего нарушается работа сердца и сосудов, повышается артериальное и внутричерепное давление, выходят из строя жизненно важные внутренние органы. Чтобы успешно побороть гипоксию нужно включить в рацион питания орехи, бананы, шоколад, крупы, фруктовые соки.

Источник: https://gipertonium.com/zavisimost-davlenia-ot-vysoty-barometriceskaa-formula/

ПроГипертонию
Добавить комментарий